Проектная работа с детьми или
как сделать так, чтобы информация была усвоена на 100%?
Ни для кого не секрет, что информация запоминается в некоторых случах лучше,
а в других - хуже. Сегодня, мы с вами попытаемся приоткрыть часть секретов
работы с детьми, а может быть и со взрослыми, по усвоению какого-то знания.
Итак, сначала немного теории.
К наименее эффективным способам и ситуациям овладения информации можно
пречислить следующие:
1. Пассивное прослушивание
теории от стороннего человека, в особенности не запоминается ничего, если нет
мотивации и интереса (уже вспоминаете скучные школьные уроки?);
2. Информация
выданная”кусками”, не связанная ничем с ранее освоенной;
3. Информация не
закрепленная итоговой работой, комплексным выводом;
4. Негативная
мотивация, угроза наказания и прочее. Т.е. “если не сделаешь, то по попе…” или
“тебе надо это сделать, иначе будешь неудачником…”, все это в равной степени призывает
нас и наших детей к мысли, что жизнь трудна и полна разочарований и только,
делая что-то неприятное, можно добиться успеха. Странная теория;
5. Страх быть
отрицательно оцененым, негативный опыт обратной связи в прошлом. Если кто-то
постоянно критикует итоги работы, если нет позитива вообще, если всегда все
плохо и требует корректировки, то возникает справедливое – а зачем вообще тогда
что-то делать, делать хорошо, если всегда и все плохо?
К наиболее эффективным можно отнести:
1. Информация
усвоенная на опыте, в труде, в эксперименте, в жизни;
2. Пересказ,
объяснение ранее полученной информации другому;
3. Проектный характер
работы, т.е. комплексное изучение предмета с разных сторон на протяжении
некоторого времени;
4. Если у человека
есть возможность задать вопросы, любые, даже глупые, не опасаясь быть
осмеянным;
6. Личная мотивация,
интерес;
7. Позитивное
отношение к продукту своего труда, ожидание позитивной или справедливой (с
корректировками) оценки своей работы.
Мне хотелось бы особенно выделить проектную
работу в качестве инструмента эффективного обучения. Ее можно использовать
как с детьми 3х лет, так и с детьми 5 лет, и уж тем более с детьми7 лет и старше.
Итак, что же представляет из себя проект?
Тему можно выбрать любую. Приведу пример нашего недавнего занятия.
Идея и способ ее воплощения родились совершенно спонтанно. Мы читали
книгу "Город добрых дел" Скарри Ричарда и там увидели как строят дом.
Работа была поделена на следующие блоки:
1 день - Подготавливаем материалы, красим некоторые коробки (дом
мы делали в несколько этажей, склеивая разные коробки из под ботинок и других
вещей вместе);
2 день - Планируем дом, устанавливаем и так и эдак коробки, определяемся с конечным вариантом, фотографируем;
3 день - Возводим сам дом (каркас). Склеиваем коробки между собой;
4 день - Вырезаем окна, дверные проемы, проемы для лифта;
5 день – “Закладываем кирпичами” чердак
и одну комнату, сделали даже кирпичный пол для красоты :). Обклеили коробку маленькими кирпичиками
(прямоугольники бумаги). Обложили кирпичиками чердак. Сделали лестницу из картона для чердака. Аппликация,
работа с ножницами;
6 день – “Провели воду”, холодную (по трубочкам). Установили бак для нагрева воды, провели горячие "трубы" в доме. Провели воздуховод, установили котел для нагрева воздуха. Рисование,
общее развитие;
7 день - Сделали коврик для комнаты, аппликация бумажная с паровозом;
8 день – “Провели электричество”. Протянули провода (нитки) по всему дому. Установили розетки. Много в каждой комнате. Рисование,
работа с бумагой, работа с ниткой и иголкой;
9 день - Сделали печку (камин из глины). Сделали посуду из глины. Сушим. Сделали радар тоже из глины, (что за радар я так и не поняла, но получился
красивый). Лепка;
10 день - Повесили самодельные картины в гостиной. Рисование.
В процессе мы читали
разные книжки, учили стихи и смотрели мультфильмы и просто видео о
строительстве и доме вообще, о дружной команде, о друзьях-соседях. Тут же вся
методическая часть наших занятий была переделана под тему. Мы собирали
Никитинские квадраты “дома”, мы играли в математику с числами-соседями, мы
измеряли строительные грузы, их величину и вес и так далее.
Тема – Дом.
Основные блоки темы:
- Строительство дома (технология, этапы, строительная техника, профессии строителей, инструменты),
- Истории, сказки, стихи, связанные со строительством дома,
- Использование продукта своего труда.
Честно признаюсь, что полностью проект мы не закончили, так и стоит и
ждет наш дом окончательных отделочных работ в виде обоев в некоторых комнатах,
а также завоза мебели и жильцов. Нам всего лишь скоро 4ре года и мы очень
горды, что нас хватило на такой большой пласт информации.
Вы, наверное, заметили, что проектная работа подразумевает не только
разделение работы по этапам, блокам, но и разные виды работы. Мы традиционно и
под любым предлогом используем следующие:
- Развитие руки – лепка, рисование, работа с бумагой, клеем, ножницами;
- Развитие речи – чтение литературы по теме, разучивание стихов, проигрывание сказок;
- Общее развитие – обсуждение темы, а также информации, близкой к теме;
- Эксперименты – самостоятельная работа по усвоению разных свойств предметов, по получению опыта взаимодействия с разными вещами, в том числе и негативного опыта взаимодействия;
- Доведение дела до конца, чему помогает – разделение на маленькие шаги, правильная мотивация. Мы часто рисуем или пишем (для тех, кто умеет читать) план работ, вешаем его на видное место и отмечаем то, что уже сделали;
- Музыкальное развитие – работа под музыку, прослушивание музыкальных композиций по теме;
- Вовлечение предмета в жизнь, игру. Мы, например, используем этот дом для ролевых игр, очень удобный большой дом получился.
Вот такой пример проектной работы мы описали.
Кстати, наши программы, тоже постороены по принципу проекта:
- Одна тема;
- Общая конва;
- Разные способы усвоения информации;
- Самостоятельная работа;
- Призыв к мотивации, заинтересованности;
- Возможность прорабатывать тему и дальше дома;
- Итоговые выводы по работе.
Желаем Вам приятного времени вместе в вашими детьми!
До новых встреч.
Комментариев нет:
Отправить комментарий