понедельник, 6 мая 2013 г.

Проектная работа


Проектная работа с детьми или как сделать так, чтобы информация была усвоена на 100%?

Ни для кого не секрет, что информация запоминается в некоторых случах лучше, а в других - хуже. Сегодня, мы с вами попытаемся приоткрыть часть секретов работы с детьми, а может быть и со взрослыми, по усвоению какого-то знания.

Итак, сначала немного теории.
К наименее эффективным способам и ситуациям овладения информации можно пречислить следующие:
1.     Пассивное прослушивание теории от стороннего человека, в особенности не запоминается ничего, если нет мотивации и интереса (уже вспоминаете скучные школьные уроки?);
2.     Информация выданная”кусками”, не связанная ничем с ранее освоенной;
3.     Информация не закрепленная итоговой работой, комплексным выводом;
4.     Негативная мотивация, угроза наказания и прочее. Т.е. “если не сделаешь, то по попе…” или “тебе надо это сделать, иначе будешь неудачником…”, все это в равной степени призывает нас и наших детей к мысли, что жизнь трудна и полна разочарований и только, делая что-то неприятное, можно добиться успеха. Странная теория;
5.     Страх быть отрицательно оцененым, негативный опыт обратной связи в прошлом. Если кто-то постоянно критикует итоги работы, если нет позитива вообще, если всегда все плохо и требует корректировки, то возникает справедливое – а зачем вообще тогда что-то делать, делать хорошо, если всегда и все плохо?

К наиболее эффективным можно отнести:
1.     Информация усвоенная на опыте, в труде, в эксперименте, в жизни;
2.     Пересказ, объяснение ранее полученной информации другому;
3.     Проектный характер работы, т.е. комплексное изучение предмета с разных сторон на протяжении некоторого времени;
4.     Если у человека есть возможность задать вопросы, любые, даже глупые, не опасаясь быть осмеянным;

5.     Если у человека есть возможность поделиться своим мнением относительно темы;
6.     Личная мотивация, интерес;
7.     Позитивное отношение к продукту своего труда, ожидание позитивной или справедливой (с корректировками) оценки своей работы.

Мне хотелось бы особенно выделить проектную работу в качестве инструмента эффективного обучения. Ее можно использовать как с детьми 3х лет, так и с детьми 5 лет, и уж тем более с детьми7 лет и старше.

Итак, что же представляет из себя проект?
Тему можно выбрать любую. Приведу пример нашего недавнего занятия.
Идея и способ ее воплощения родились совершенно спонтанно. Мы читали книгу "Город добрых дел" Скарри Ричарда и там увидели как строят дом.
Работа была поделена на следующие блоки:
1 день - Подготавливаем материалы, красим некоторые коробки (дом мы делали в несколько этажей, склеивая разные коробки из под ботинок и других вещей вместе);
2 день - Планируем дом, устанавливаем и так и эдак коробки, определяемся с конечным вариантом, фотографируем;
3 день - Возводим сам дом (каркас). Склеиваем коробки между собой;
4 день - Вырезаем окна, дверные проемы, проемы для лифта;
5 день –Закладываем кирпичами” чердак и одну комнату, сделали даже кирпичный пол для красоты :). Обклеили коробку маленькими кирпичиками (прямоугольники бумаги). Обложили кирпичиками чердак. Сделали лестницу из картона для чердака. Аппликация, работа с ножницами;
6 день – “Провели воду”, холодную (по трубочкам). Установили бак для нагрева воды, провели горячие "трубы" в доме. Провели воздуховод, установили котел для нагрева воздуха. Рисование, общее развитие;
7 день - Сделали коврик для комнаты, аппликация бумажная с паровозом;
8 день –Провели электричество”. Протянули провода (нитки) по всему дому. Установили розетки. Много в каждой комнате. Рисование, работа с бумагой, работа с ниткой и иголкой;
9 день - Сделали печку (камин из глины). Сделали посуду из глины. Сушим. Сделали радар тоже из глины, (что за радар я так и не поняла, но получился красивый). Лепка;
10 день - Повесили самодельные картины в гостиной. Рисование.

В процессе мы читали разные книжки, учили стихи и смотрели мультфильмы и просто видео о строительстве и доме вообще, о дружной команде, о друзьях-соседях. Тут же вся методическая часть наших занятий была переделана под тему. Мы собирали Никитинские квадраты “дома”, мы играли в математику с числами-соседями, мы измеряли строительные грузы, их величину и вес и так далее.

Тема – Дом.
Основные блоки темы:
  1.        Строительство дома (технология, этапы, строительная техника, профессии строителей, инструменты),
  2. Истории, сказки, стихи, связанные со строительством дома,
  3.        Использование продукта своего труда.


Честно признаюсь, что полностью проект мы не закончили, так и стоит и ждет наш дом окончательных отделочных работ в виде обоев в некоторых комнатах, а также завоза мебели и жильцов. Нам всего лишь скоро 4ре года и мы очень горды, что нас хватило на такой большой пласт информации.

Вы, наверное, заметили, что проектная работа подразумевает не только разделение работы по этапам, блокам, но и разные виды работы. Мы традиционно и под любым предлогом используем следующие:
  • Развитие руки – лепка, рисование, работа с бумагой, клеем, ножницами;
  • Развитие речи – чтение литературы по теме, разучивание стихов, проигрывание сказок;
  • Общее развитие – обсуждение темы, а также информации, близкой к теме;
  • Эксперименты – самостоятельная работа по усвоению разных свойств предметов, по получению опыта взаимодействия с разными вещами, в том числе и негативного опыта взаимодействия;
  • Доведение дела до конца, чему помогает – разделение на маленькие шаги, правильная мотивация. Мы часто рисуем или пишем (для тех, кто умеет читать) план работ, вешаем его на видное место и отмечаем то, что уже сделали;
  • Музыкальное развитие – работа под музыку, прослушивание музыкальных композиций по теме;
  • Вовлечение предмета в жизнь, игру. Мы, например, используем этот дом для ролевых игр, очень удобный большой дом получился.


Вот такой пример проектной работы мы описали.
Кстати, наши программы, тоже постороены по принципу проекта:
  • Одна тема;
  • Общая конва;
  • Разные способы усвоения информации;
  • Самостоятельная работа;
  • Призыв к мотивации, заинтересованности;
  • Возможность прорабатывать тему и дальше дома;
  • Итоговые выводы по работе.


Желаем Вам приятного времени вместе в вашими детьми!
До новых встреч.

Комментариев нет:

Отправить комментарий