Как ни удивительно это звучит, но «нельзя» в музее гораздо
меньше, чем «можно». Давайте рассмотрим наиболее распространенные правила
музейного досуга. Какие-то правила поведения объективны и понятны даже малышам,
а с другими можно поспорить, в том числе и с самим собой.
Итак, приступим.
Три «НЕТ» в музее:
- Нельзя трогать экспонаты руками, если не разрешено обратного;
- Нельзя кричать, громко разговаривать, шуметь, если не разрешено обратного;
- Нельзя бегать, играть в подвижные игры, если не разрешено обратного.
Важно помнить, что стоит озвучить эти правила для ребенка
заранее, а еще важнее помнить, что все «нельзя» должны объясняться. Когда вы
говорите ребенку «нельзя и все», то это порождает ряд примерно следующих
мыслей: «Почемуй-то нельзя?», «Мне, и нельзя?!», «Ага, понял, нельзя, если
застукают.», «Что за ерунда, вообще?», «А я сделаю наоборот!». Перечислять
можно еще долго, но стоит ли? Наша цель ведь донести и, чтобы было принято, а
не отторгнуто.
Когда запретное объяснимо, то это уже понятное и уважаемое,
а не абстрактное и то, что нельзя делать пока «кто-то видит». Вообще, тема
запретов, это отдельная тема для разговора, а сейчас поговорим о правильных
словах.
Попробуем объяснить те же правила ребенку по-другому:
«Нельзя трогать экспонаты руками…», потому что если все
будут трогать, тереть, отщипывать
кусочек на память, то очень скоро не останется вообще ничего, не на что будет смотреть, нечего будет изучать, а увидеть хочется всем, ведь это кусочек истории, кусочек мысли, произведение…
кусочек на память, то очень скоро не останется вообще ничего, не на что будет смотреть, нечего будет изучать, а увидеть хочется всем, ведь это кусочек истории, кусочек мысли, произведение…
«Нельзя кричать, громко разговаривать, шуметь…», потому что
в музее очень много людей и представь себе какой гул поднимется, если все будут
кричать друг другу что-то через весь зал, если все захотят говорить в полный
голос. Невозможно будет не то, что изучать что-то, а находиться в таком
помещении. Нужно уважать других и тогда люди будут уважать тебя и не мешать
тебе также, как и ты им!
«Нельзя бегать, играть в подвижные игры…», потому что можно
уронить экспонаты, можно упасть и удариться, можно разбить витрину и пораниться
осколками, можно столкнуться с кем-то, кто задумался или засмотрелся и вообще
музей – это места для головы, а не для ножек…
Вот примерно так стоит говорить «нельзя». Как вы считаете,
такое «нельзя» легче принять и применять? Мне кажется, что легче.
Мы так долго говорили про «нельзя», что уже надоело.
А что же в музее
можно? Удивительно, но в музее можно так много! Можно все остальное, кроме
нельзя.
Можно…
- Спрашивать, читать, изучать, задавать вопросы и очень глупые вопросы. А еще очень важно не только знать что-то, но и предполагать. Хорошо бы, конечно, прочитать литературу до, подготовиться, но не менее интересными, а зачастую и более глубокими, являются интерпретации, догадки и предположения. Это как заново изобрести велосипед, это очень интересно;
- Лежать, стоять, сидеть на полу, ползти, принимать удобные для себя позы, в которых комфортно что-то рассматривать, о чем-то думать. И если кто-то посмотрит косо, или попросит встать с коленей, предложите ему присоединиться, ведь «отсюда такой чудесный вид». Поймите, уважаемые родители, дырка на коленке гораздо менее важна, чем дырка в мыслях, раздумьях, идеях. В первом случае можно поставить заплатку, а во втором это сделать довольно сложно;
- Рассматривать, разглядывать, познавать столько времени сколько нужно. Какие-то экспонаты интересны, какие-то не вызывают никаких эмоций, одни важны именно сейчас, а другие станут таковыми лишь спустя некоторое время. Уважайте потребности друг друга, пусть каждый найдет интересное и важное именно для себя;
- Отдыхать. Важно не только быть спокойным, не напряженным, но и делать паузы, а иначе и взорваться можно, от такого объема информации;
- Радоваться, веселиться. Да-да, в музей противопоказано приходить очень-очень серьезными, сосредоточенными, не шаловливыми, «правильными». Во всяком случае противопоказано приходить такими в компании с детьми. Нужно испытывать удовольствие, иначе зачем вообще все это нужно? «Насильно мил не будешь».;
- Уставать. Без этого вообще никуда. Старайтесь посещать музей частями, делать передышки во время посещения, менять типы деятельности.
В общем-то, в музее можно все-все.
А самое важное, что в музее можно – это его любить и
приходить еще и еще раз, за новыми мыслями, идеями, ведениями…
Приходите в музей, он вас ждет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий