Сплошь и
рядом мы видим картину вечных «нет», «нельзя», «не лезь»… В общем-то нас
взрослых можно понять, мы в большинстве своем преследуем благие цели, мы
заботимся о безопасности, стараемся предугадать какие-то неприятные ситуации…
но можно посмотреть на это и с другой стороны – часто мы стараемся облегчить
жизнь именно себе, а не ребенку.
Приведу
простой пример – как вы думаете, какой урок будет эффективнее усвоен малышом,
если Вы просто скажете ему, что в грязь лезь нельзя, что ты промокнешь,
испачкаешься и прочее или если он зайдет в эту грязь, измажется в ней, вымокнет
и в добавок ко всему ему придется идти домой, так и не погуляв на вожделенной
площадке? Считаю, что ответ очевиден. Так зачем же мы лишаем ребенка
возможности получить опыт, сделать
выводы, развить собственную осмотрительность и осторожность?
Приведу еще
несколько веских аргументов в пользу – нельзя одергивать.
Если
постоянно что-то запрещать, что-то не давать, и вообще пестовать всяческое нет,
то через какое-то время у любого человека наступает стадия защиты, не важно,
взрослый это или ребенок. Тут возможны следующие варианты:
- ребенок перестает слышать ваши нельзя;
- ребенок все равно ищет пути совершить свое желание, вопреки вашему
«нельзя», зачастую способы эти гораздо менее приятные, чем изначальные;
- ребенок делает то, что ему нужно «исподтишка», пока никто не видит.
В добавок
ко всему - у ребенка умирает
самоконтроль и саморегуляция, он отучается от
анализа, от прогнозирования последствия своих действий и ждет указаний из вне. Ое не понимает на что он способен, не оценивает уровень своих знаний и умений, например, залезать по шведской стенке. Насколько это ужасно не мне судить… Но представьте себе, что одергивание имеет прямо противоположный эффект, т.е. мы на самом деле не научаем малыша жизни, а приучаем его к зависимому от нас положению.
анализа, от прогнозирования последствия своих действий и ждет указаний из вне. Ое не понимает на что он способен, не оценивает уровень своих знаний и умений, например, залезать по шведской стенке. Насколько это ужасно не мне судить… Но представьте себе, что одергивание имеет прямо противоположный эффект, т.е. мы на самом деле не научаем малыша жизни, а приучаем его к зависимому от нас положению.
Одергивание
порождает строптивость, усиливает
непослушание. Ребенок начинает бунтовать, отвоевывать хоть какую-то
свободу, территорию, любыми способами и в любым ситуациях. Сплошь и рядом я
вижу строгих родителей с совершенно невменяемыми детьми, и родителей, которые,
с чьей-то точки зрения, занимаются попустительством, гуляющих с совершенно
спокойными, мыслящими и уравновешенными детьми.
Конечно, грань тут очень тонкая. Тут важно все.
В некоторых
случаях, если ребенок устал, у него плохое настроение, есть действительная
серьезная опасность, лучше перебдеть и просто взять за руку или переключить на
что-то другое или придумать рассказ об аналогичной ситуации или рассказать что
бывает, если…
Хотя,
некоторые, наверное очень мудрые, дикие племена отдают детям столько свободы и
возможности распоряжаться и отвечать за свою жизнь, что могут спокойно взирать
на то, как уверенно ползающий младенец играет в игру – подбеги к обрыву и
остановись у самого края, я до такой степени доверия, конечно, дойти не могу,
так что стремиться есть к чему.
Думаю, что
всем нам стоит помнить о том, что у человека очень селен инстинкт
самосохранения. И стоит отдать этому должное внимание в вопросах самоуспокоения
и самоуговаривания не делать в очередной раз замечание.
Также, хочу
затронуть и другую очень важную тему. Хочу сказать о том, что возникает недоверие, неуважение с обеих сторон.
Как это, спросите Вы? Очень просто. Вы говорите – «Нельзя лезть в лужу», а
слышится – «Ты очень глупый и ты сейчас залезешь в лужу», «Ты не понимаешь, что
этого делать нельзя»… Что это воспитывает? Лишь такое же недоверие и
неуважение. Невозможно сначала не уважать человека, потому, что он маленький, а
потом вдруг начать уважать и ждать, что и Вас начнут.
Ну почему,
почему он должен залезть в эту лужу? Почему так и чешется язык напомнить об
этом? Искренне недоумеваю.
А еще,
считаю очень важным сказать о том, что говорят многие родители если ребенок
упал или ударился, или угодил в какую-то ситуацию, о которой его предупреждали…
Многие говорят следующие вещи: «Ну вот,
получил!», «Я так и знал», «Будешь меня слушаться теперь», «Вот не надо было
делать этого…», «Ну что же ты…», «Растяпа, неуклюжий и прочие ругательные
слова».
Вроде бы
безобидные фразы, но на самом деле они как подзатыльники,
то есть вместо того, чтобы пожалеть человека, которому не легко в этой
ситуации, мы как бы говорим ему – «Так тебе и надо, будешь знать». К чему все
это? На что мы злимся? И что чувствует ребенок? Вы думаете он говорит про себя
– «Да, так мне и надо»? Нет, он злиться и обижается на вас и тут опять же
анализ ситуации не происходит, не закрепляется знание о том, что если то-то, то
будет так-то, а ощущается лишь раздражение и все. Обидно, что упущен такой
отличный шанс для самостоятельных выводов. Просто
пожалейте, и Вы увидите, что ребенок сделает выводы и сам и будет безмерно
благодарен Вам за поддержку.
Конечно же
эта статья на про совсем маленьких детишек, которые просто не понимают еще
некоторых свойств предметов, опасностей. С детьми совсем маленькими я, кстати,
тоже против «нельзя», я за объяснение –
«что будет, если…». А вот начиная с 2-х примерно лет, а в некоторых случаях
и раньше, можно уже рассматривать эту статью очень внимательно, потому что
именно в этом возрасте ребенок начинает выказывать свое «фи» на ваши нельзя, а
не принимать все высказывания родителей за чистую монету. Я за то, чтобы жить в мире, мире уважения и любви, а не в мире запретов
и эгоизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий