воскресенье, 23 июня 2013 г.

Ответственность


Когда-то давно, когда я работала в сфере оценки персонала, мы применяли некую шкалу компетенций, чтобы показать сильные и слабые стороны того или иного человека. Компетенции (или качества) у нас делились на 2 больших блока, для себя я их могу обозначить так:
·       То, что дается человеку от природы (гены) + то, что развивает его микросоциум в самом раннем детстве (как правило, это семья);
·       То, что человек «нарабатывает» в течении жизни, обычно уже самостоятельно и по собственному желанию, или по стечению обстоятельств, можно сказать, что это некоторые особые умения (например, быть хороших переговорщиком, уметь сплотить команду и так далее).

Так вот, первый пункт обычно сложно корректировать. Он словно «въедается» на всю оставшуюся жизнь, мешая или, наоборот, помогая, но неизменно волочась за тобой по пятам. И сегодня, я хочу написать статью об одной из самых важных компетенций в жизни человека, о качестве из первого пункта, о том, что неизменно влияет на наше существование и отношение к нам окружающих. Сегодня мы поговорим об ОТВЕТСТВЕННОСТИ.


Итак, что же такое ответственность? Не буду лезть в словарь, попробую поразмышлять.
Ответственность – это виденье себя как бы со стороны, некоторый вывод о себе в процессе и результате деятельности.
Итак, мы может представить себе четыре границы ответственности:
1.     Гиперответственность. Это чрезмерная критичность к себе, неумение доверять другим дела, склонность все контролировать, вечное недовольство собой и виденье себя виновником всех неудач, даже не связанных со своим непосредственным участием. Т.е. человек патологически берет на себя вину за все ошибки, в том числе и не свои, по сути он является невротичной и гиперконтролирующей личностью. Также стоит отметить болезненное отношение к срокам и качеству, особенно к срокам, поскольку качеством человек всегда недоволен, а сроки должны быть соблюдены;
2.     Нормальная ответственность. Человек способен адекватно оценить результаты деятельности, увидеть свои ошибки, признать их, определить ошибки других. Уделяется внимание как качеству, так и своевременности выполнения дел;
3.     Размытая ответственность. Это признание своих ошибок, но как бы «поглаживание» и оправдывание себя, например вспоминаются некоторые обстоятельства, действия других людей, которые привели к такому вот результату. Вроде бы человек виноват, но не он один и вообще обстоятельства были таковы. Качество работы или своевременность могут быть не учтены;
4.     Безответственность. Самый тяжелый, но, увы, не такой уж редкий вариант. Человек находится как бы в своем собственном мире. Мире невинности своей идеальной личности. Люди не те, погода не та, пробки и так далее, а он/она сделал все, что мог… Качество и своевременность работы не важны, важно собственное эго.

Хочу сказать о том, что «это не лечится». Что-то поменять можно лишь при очень большом желании самого человека, кое случается довольно редко, по причине неосознанности собственной жизни и действий. Так что, нам просто остается сделать соответствующие выводы и выработать стратегию – как с этим жить дальше: как жить с самим собой, как жить с кем-то, кто рядом.
А еще стоит задуматься о детях, какой пример в жизни видят они. Попробуйте просмотреть на шкалу еще раз и увидеть себя на какой-то ступеньке, если Вы видите себя на 1 и 2ой, то волноваться нечего, конечно, если Вы в состоянии адекватно оценить себя. Попросите кого-то разумного, а не того, кто любит говорить гадости, отметить ваше место по этой шкале, не спорьте, а расспросите поподробнее о критериях оценки, о примерах из жизни. Думаю, что этот разговор будет очень интересен.

Надеюсь, что это статья поможет сориентировать в оценке каких-то событий в жизни, действий тех или иных людей. К сожалению, она не поможет некоторым типам личности, потому, что они просто подумают, что это написано не про них.

Также рекомендую почитать статьи, по смежным психологическим тематикам:


Хороших вам людей вокруг!

Комментариев нет:

Отправить комментарий