Когда-то
давно, когда я работала в сфере оценки персонала, мы применяли некую шкалу
компетенций, чтобы показать сильные и слабые стороны того или иного человека.
Компетенции (или качества) у нас делились на 2 больших блока, для себя я их
могу обозначить так:
· То, что дается человеку от природы
(гены) + то, что развивает его микросоциум в самом раннем детстве (как правило,
это семья);
· То, что человек «нарабатывает» в
течении жизни, обычно уже самостоятельно и по собственному желанию, или по
стечению обстоятельств, можно сказать, что это некоторые особые умения
(например, быть хороших переговорщиком, уметь сплотить команду и так далее).
Так вот,
первый пункт обычно сложно корректировать. Он словно «въедается» на всю
оставшуюся жизнь, мешая или, наоборот, помогая, но неизменно волочась за тобой
по пятам. И сегодня, я хочу написать статью об одной из самых важных
компетенций в жизни человека, о качестве из первого пункта, о том, что
неизменно влияет на наше существование и отношение к нам окружающих. Сегодня мы
поговорим об ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Итак, что
же такое ответственность? Не буду лезть в словарь, попробую поразмышлять.
Ответственность – это виденье себя
как бы со стороны, некоторый вывод о себе в процессе и результате деятельности.
Итак, мы
может представить себе четыре границы ответственности:
1.
Гиперответственность. Это чрезмерная критичность к себе,
неумение доверять другим дела, склонность все контролировать, вечное
недовольство собой и виденье себя виновником всех неудач, даже не связанных со
своим непосредственным участием. Т.е. человек патологически берет на себя вину
за все ошибки, в том числе и не свои, по сути он является невротичной и
гиперконтролирующей личностью. Также стоит отметить болезненное отношение к
срокам и качеству, особенно к срокам, поскольку качеством человек всегда
недоволен, а сроки должны быть соблюдены;
2.
Нормальная ответственность. Человек способен адекватно оценить
результаты деятельности, увидеть свои ошибки, признать их, определить ошибки
других. Уделяется внимание как качеству, так и своевременности выполнения дел;
3.
Размытая ответственность. Это признание своих ошибок, но как
бы «поглаживание» и оправдывание себя, например вспоминаются некоторые
обстоятельства, действия других людей, которые привели к такому вот результату.
Вроде бы человек виноват, но не он один и вообще обстоятельства были таковы.
Качество работы или своевременность могут быть не учтены;
4.
Безответственность. Самый тяжелый, но, увы, не такой уж
редкий вариант. Человек находится как бы в своем собственном мире. Мире
невинности своей идеальной личности. Люди не те, погода не та, пробки и так
далее, а он/она сделал все, что мог… Качество и своевременность работы не
важны, важно собственное эго.
Хочу
сказать о том, что «это не лечится». Что-то поменять можно лишь при очень
большом желании самого человека, кое случается довольно редко, по причине
неосознанности собственной жизни и действий. Так что, нам просто остается
сделать соответствующие выводы и выработать стратегию – как с этим жить дальше:
как жить с самим собой, как жить с кем-то, кто рядом.
А еще стоит
задуматься о детях, какой пример в
жизни видят они. Попробуйте просмотреть на шкалу еще раз и увидеть себя на
какой-то ступеньке, если Вы видите себя на 1 и 2ой, то волноваться нечего,
конечно, если Вы в состоянии адекватно оценить себя. Попросите кого-то
разумного, а не того, кто любит говорить гадости, отметить ваше место по этой
шкале, не спорьте, а расспросите поподробнее о критериях оценки, о примерах из
жизни. Думаю, что этот разговор будет очень интересен.
Надеюсь,
что это статья поможет сориентировать в оценке каких-то событий в жизни,
действий тех или иных людей. К сожалению, она не поможет некоторым типам личности,
потому, что они просто подумают, что это написано не про них.
Также
рекомендую почитать статьи, по смежным психологическим тематикам:
- Развод
- Почему не стоит одергивать детей?
- Меня все раздражает!
- Как получить больше удовольствия от общения с детьми?
Хороших вам
людей вокруг!
Комментариев нет:
Отправить комментарий